ЗАЧЕМ ТРЕНЕРУ ЗНАТЬ АНАТОМИЮ И ФИЗИОЛОГИЮ?
Посмотрим на ситуацию сначала глазами рядового энтузиаста бодибилдинга (которыми и являются, к сожалению, большинство персональных тренеров). Допустим, тренер знает, что для развития грудных мышц нужно выполнять упражнение «жим лежа». Причем, знает, как выполнять правильно и безопасно. И еще он знает, что «пучки частей большой грудной мышцы, заметно конвергируя, проходят в латеральном направлении и прикрепляются к гребню большого бугорка плечевой кости». Какая связь между этими фактами? НИКАКОЙ! Т.е. человек может спокойно выполнять это упражнение и укрепить свою грудную мышцу, совершенно не представляя, где она находится. Точно так же, как водитель автомобиля может эффективно управлять им, не зная, как он устроен.

Так необходимо ли тренеру знать анатомию и физиологию , если да, то зачем? Давайте попробуем разобраться…
Чтобы понять, что нужно знать персональному тренеру, а что нет, придется для начала ответить на вопрос: а в чем заключается его деятельность в качестве сотрудника фитнес-клуба? Давайте оставим в стороне такие роли персонального тренера, как работник сферы услуг и продавец услуги «персональная тренировка» и остановимся на его ролях в качестве тренера и консультанта. Подбирая и дозируя нагрузки, а также консультируя по вопросам здорового образа жизни и питания, он удовлетворяет потребности клиента в изменении своей физической формы и повышении уровня здоровья.

Для выполнения этих задач (впрочем, как и любых других) ему необходимо знать и соблюдать некую ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ. В работе персонального тренера она должна содержать описание действий по определению степени готовности человека к нагрузкам, параметров нагрузки для ее дозирования, режимов нагрузки, соответствующих типовым целям клиентов, стандарты нормирования нагрузки и правила организации тренировочных занятий. Плюс добавьте сюда штук тридцать-сорок основных упражнений.

Так вот, перечисленная выше информация в сжатом виде занимает 10-20 страничек печатного текста и может быть освоена смышленым человеком ЗА НЕДЕЛЮ!

Речь, конечно же, идет о т.н. «натаскивании». Достаточно дисциплинированный человек, работая строго по технологии и обладая хорошими коммуникативными способностями, может быть ДОСТАТОЧНО эффективным при выполнении своей работы. Однако с таким уровнем знаний и умений связан ряд проблем.

Персональный фитнес-тренинг специфичен:
во-первых, до настоящего времени четко определенной и зафиксированной технологии работы фитнес-тренера нет. Взгляды на технологию работы тренера достаточно разнообразны, во многом противоречивы и даже спорны.

во-вторых, в этой должности зачастую оказываются энтузиасты бодибилдинга и фитнеса, а также спортсмены этих видов спорта. Единственный источник знаний для них – либо популярная литература этой тематики, либо советы тренеров или людей, имеющих некий авторитет в этой субкультуре.

В силу этих причин очень часто технологии и методики, применяемые в фитнес-индустрии и коммерческом любительском бодибилдинге, абсолютно не системны, научно не обоснованы, не опираются на общие принципы тренировки (по причине не знания оных) и выглядят как пестрое лоскутное одеяло.

Дополнительная путаница вносится еще и по следующей причине. Человеческий организм, обладая колоссальным адаптационным возможностями, часто приобретает благоприятные изменения даже вопреки безграмотным тренировочным методикам. Особенно если тренировочный процесс подкреплен фармакологической поддержкой, столь популярной у любителей бодибилдинга.

При этом энтузиасты и спортсмены из бодибилдинга в силу своего значительного тренировочного стажа и внушительных внешних данных могут иметь достаточно высокий авторитет среди тренерского состава фитнес-клуба и диктовать моду на тот или иной подход к тренировочному процессу. Поэтому внедренные правильные технологии, методики и стандарты, не подкрепленные ПОНИМАНИЕМ их физиологического воздействия и целесообразности, могут выполняться отчасти или не выполняться вообще. А значит, и результат такой попытки организовать работу по правилам, единым для всех тренеров, будет если не нулевой, то минимальный.

Тренеры – это специалисты, которые зарабатывают тем, что помогают людям приобрести хорошую физическую форму.

Тренеры строят тренировочный процесс своих клиентов с тем, чтобы вызвать нужные адаптационные изменения на структурном и функциональном уровне в целях улучшения физической формы их клиентов. Для того, чтобы сделать это надежно, качественно и безопасно действующие тренеры должны четко понимать те структуры, на которые оказывается воздействие посредством выполнения тех или иных упражнений, нацеленных на вызов ответных функциональных изменений в физической форме. Это основная причина, по которой мы изучаем анатомию и физиологию. Мы обязаны понимать материал, с которым работаем в нашей ситуации, для того, чтобы решать те вопросы, которые мы призваны решать.

Во-вторых, мы изучаем анатомию и функции структур для того, чтобы оставаться в одной системе координат с другими тренерами и клиентами. Если вы говорите клиенту о том, что он, вероятно, "потянул щитовидку" в качестве объяснения причины боли в мускулатуре задней поверхности бедра, или рассказываете коллеге-профессионалу о том, что у вашего клиента проблемы с паз-ва-нош-никэ (а не с поз-во-ночником), то это вряд ли будет характеризовать вас как профессионала. Знания в части анатомии и физиологии позволяют вам говорить на одном языке с другими тренерами, физиотерапевтами, практикующими врачами и клиентами. Чтобы заслужить уважение и повысить авторитет своего мнения, мы должны знать все нюансы нашей профессии вдоль и поперек.

Понимание того, как развивается определенная система дает возможность понять принципы ее работы. В качестве примера можно привести пословицу, которая в ходу у биологов и инженеров: "форма определяет возможности" и очень подходит с точки зрения упражнений и фитнеса в целом. Если мы хотим изменить свое функциональное состояние с помощью упражнений, то мы обязаны понимать, каким образом та или иная структура нашего организма участвует в деятельности всей системы в целом. Когда кости определенным образом выстраиваются в близости к суставу, они создают рычаг. Рычаги – это простые механизмы, и понимание этого факта превращает систему кость-мышца-сустав в биологический механизм, который призван выполнять движения во время тренировок и в повседневной жизни. Технические ошибки, связанные с анатомией – которые представлены такими не слишком серьезными нюансами как излишне узкий хват при жиме лежа; отрыв штанги от пола на значительном расстоянии от голеней в начале становой тяги; или бег с отведенными в стороны локтями – могут в значительной степени ухудшить спортивный результат атлетов. Простые изменения в структуре системы также могут менять и функциональность; увеличение мышечной массы в ряде случаев может способствовать тому, что при выполнении становой тяги штанга будет двигаться ближе к наиболее оптимальной вертикальной траектории, в то время как снижение мышечной массы снижает в мышцах количество белковых взаимодействий, которые могут создавать усилие. Таким образом, мы видим пример положительных и отрицательных изменений. Это пример прикладной анатомии и физиологии. Наилучшей отправной точкой в освоении концепции двигательной деятельности человека, будет изучение системы костей и мышц, которые, по сути, и позволяют нам выполнять движения – и знакомство с ними должно происходить именно в этом порядке. Кости формируют подвижный каркас, конструкция которого такова, что он позволяет прикрепленным к нему мышцам выполнять крупномасштабные (широкоамплитудные) и мелкомасштабные (короткоамплитудные) движения. Любая деятельность, которой мы занимаемся в тренажерном зале, на работе, играя, или занимаясь повседневными делами, зависит от способности мышц перемещать две или более кости в рамках амплитуды их движений.

Источники: http://fitness-manager.ru

https://vk.com/@dailynews_of_crossfit-rukovodstvo-po-anatomii-i-fiziologii-dlya-trenerov-po-krossf